Средний формат Koenig & Bauer: цифры, аналитика, тенденции

29.01.21

В последнее время, встречаясь с клиентами, мы стали замечать, что, помимо презентации оборудования, руководители типографий всё чаще интересуются мировыми тенденциями. Какие машины покупают больше? В каком оснащении? Какой красочностью? Для какой специализации? В связи с этим мы решили проанализировать данные поставок машин среднего формата Koenig & Bauer за последние восемь лет (с 2012 г. по 2020 г.) и попробовать в рамках этого анализа показать определённые тенденции мирового полиграфического рынка.

У Koenig & Bauer есть три серии машин в формате 70х100 см: Rapida 105, Rapida 105 Pro и Rapida 106. Все они активно поставляются в СНГ и используются в самых разных по специализации и размеру типографиях.

Секции

Всего за последние восемь лет концерн Koenig & Bauer поставил по всему миру около 1 300 таких машин, общее количество секций составило при этом около 9 000. Здесь нужно оговориться, что у Koenig & Bauer секциями считаются: печатные секции, лакировальные секции и сушильные башни (когда сушка располагается в отдельной секции с отдельным нижним модулем). Устройство переворота при этом отдельной секцией не считается. Таким образом, несложно подсчитать, что средняя секционность поставленных машин составляет 7,25 секции на машину. Довольно впечатляющая цифра, если учесть, что в анализе данных присутствует большое количество простых четырёхкрасочных и пятикрасочных машин без лакировальных секций, которые в достаточной степени востребованы в Китае, Индии и ряде других развивающихся стран. О чём это говорит? О том, что в целом в мире наблюдается тенденция к «длинным» и сложным машинам. И эта тенденция в последние годы продолжает усиливаться. На смену конфигурациям в четыре и пять красок и в четыре и пять красок с лаком приходит всё больше шестикрасочных и семикрасочных машин с лакированием, а иногда и с двойным.

Серии

Если говорить о распределении машин по сериям, то это можно наглядно проиллюстрировать графиком (рис. 1). На нём видно, что на мировом рынке востребованы как машины Rapida 105, которые можно условно назвать более простыми и менее автоматизированными, так и Rapida 106, которые, несомненно, представляют собой высокоавтоматизированные современные машины.

Рис. 1. Распределение продаж машин среднего формата по сериям/моделям

Здесь стоит вспомнить, что Rapida 106 печатает на скорости до 20 000 листов в час — это самая высокая скорость на рынке в среднем формате, а также она является чемпионом мира в области скорости переналадки. И не раз демонстрировала различные рекорды в этой области, некоторые из которых внесены в Книгу рекордов Гиннесса — так, на drupa-2008 она отпечатала 15 заказов за 59 минут 36 секунд, причем каждый заказ представлял собой 520 тиражных листов.

Здесь некоторым особняком стоит серия Rapida 105 Рro. Таких машин поставлено немного, во-первых, потому что эта серия поставляется только со второй половины 2015 г., во-вторых, потому что она представляет собой некое «промежуточное» решение, которое по определению не может иметь высокий спрос.

Специализация

Далее была проанализирована специализация поставляемых машин в зависимости от сегмента/сегментов рынка, в которых работает типография. Не секрет, что мы часто слышим от своих реальных и потенциальных клиентов, что «Koenig & Bauer специализируется исключительно на упаковочных машинах и поставляет мало машин для печати коммерческой продукции». Так вот, статистика показывает, что это не так (рис. 2).

Рис. 2. Распределение машин среднего формата по специализации

Ровно 50% машин (!), поставленных Koenig & Bauer за последние 8 лет, предназначены для печати коммерческой продукции. Да, компания постоянно говорит о своей ориентации на рынок упаковки, что естественно в условиях его роста и сокращения рынка коммерческой печати по всему миру. Но в акцидентные типографии машины также активно поставляются, причём многие из этих машин имеют довольно интересные конфигурации. Это не только классические 4 + 4 и 5 + 5, машины могут быть оснащены лакировальной секцией для нанесения лака на лицевую и оборотную сторону, иметь дополнительные красочные секции для нанесения специальных красок или для реализации эффектов drip-off. Также существенное количество акцидентных машин поставляется для применения технологии LED-UV, которая зарекомендовала себя в коммерческих типографиях Европы и США.

Много машин интересной конфигурации можно встретить в сегменте специализации, обозначенной как «прочее». Это и машины для печати защищённой продукции, например, акцизных марок. Также сейчас растёт количество запросов на поставки машин для печати на Inmould-материалах, и доля таких машин среди поставленных будет увеличиваться в ближайшие годы.

Технологии

Давайте посмотрим далее, как распределяются проданные машины по технологиям печати (рис. 3). Очевидно, что машины традиционной печати (масляными красками) преобладают — более половины от всех поставленных машин среднего формата.

Рис. 3. Распределение машин по технологиям печати

Мне показался любопытным тот факт, что в целом в мире поставляется довольно существенное количество машин для смешанной печати. Когда в зависимости от текущей загрузки типография может печатать как традиционными масляными красками, так и УФ-отверждаемыми красками, — оснащение машин это позволяет. На графике видно, что количество таких «смешанных» машин существенно больше, чем поставленных «чистых» УФ-машин.

У нас ситуация отличается от общемировой — в основном покупают или масляные, или УФ-машины. И это несмотря на европейскую тенденцию к узкой специализации типографий на каком-либо печатном продукте. Такая машина будет стоить несколько дороже, но позволит типографии без существенных затрат изменить технологию печати, если это потребует заказчик или возникнет какая-либо новая тенденция на рынке.

Лак

Следующий график (рис. 4) наглядно показывает нам ситуацию по машинам, которые были поставлены с лакировальной секцией или с двойным лакированием.

Рис. 4. Машины среднего формата с лакированием и двойным лакированием

Как мы видим, существенно больше половины машин поставляется с лакировальной секцией. И в упаковочной, и в коммерческой печати отделка с помощью лака очень востребована: как для достижения различных эффектов, так и в целях защиты нанесённых красок и ускорения послепечатной обработки. И если в той части заказов, где лак несёт защитные функции, можно отметить тенденцию к использованию светодиодной технологии, которая без нанесения лака позволяет выполнять послепечатные операции немедленно, а надёжное закрепление красок не требует нанесения защитного водно-дисперсионного лака, то в другой части заказов — в случае, когда лак носит функцию создания различных эффектов, — машины с лакированием будут ещё долго востребованы на рынке и их конфигурация с годами будет только усложняться.

Поставки машин с двойным лакированием тоже представлены довольно внушительным количеством — такая технология позволяет достичь максимального уровня глянца (сопоставимого с УФ-лакированием), а также различных эффектов. При этом печать и отделка будут выполняться в один прогон, что существенно экономит время и деньги. У нас тоже есть спрос на машины с двойным лакированием — в первую очередь, у больших европейских упаковочных компаний, имеющих свои типографии здесь.

География

Было интересно также посмотреть, какие серии в какие страны поставляются. Логично было предположить, что машины Rapida 105 должны поставляться в основном в Китай и другие развивающиеся страны. Так оно и есть, что видно на рис. 5.

Рис. 5. Поставки машин Rapida 105

Мы видим, что больше половины машин Rapida 105 действительно было поставлено в Китай. Эти машины часто бывают минимально автоматизированы (без устройств смывки и систем контроля качества). Но если мы посмотрим на распределение поставок машин Rapida 106 (рис. 6), то увидим, что и таких машин было поставлено немало — за рассматриваемые 8 лет около 100 машин. В Китае тоже растёт спрос на высокотехнологичные машины, появляются типографии, которые печатают высококачественную продукцию, для которых важна скорость печати и быстрота переналадок.

Рис. 6. Распределение поставок Rapida 106 по странам

Большинство машин Rapida 106 были поставлены в европейские страны — 59%, что видно на представленном графике. В «прочих странах» существенная доля машин была поставлена в США, где тоже всегда был высок интерес к высокотехнологичным и быстрым машинам. У нас мы тоже видим рост интереса к серии машин Rapida 106, причем как со стороны европейских упаковочных гигантов, так уже и со стороны частных типографий.

Анна Перова

Источник: PrintDaily.ru

« Koenig & Bauer и Harris & Bruno представили новый анилоксовый вал для листовых офсетных машин

Новый ВШРА Prinova: рентабельное производство ультрамалых тиражей »